1. Каждого входящего в сисситии старший, указывая на двери, предупреждает:
"Ни одно слово не выходит за них".
2. На своих сисситиях спартанцы пьют мало и расходятся без факелов. Им
вообще не разрешается пользоваться факелами ни в этом случае, ни когда
они ходят по другим дорогам. Это установлено, чтобы они приучались смело
и бесстрашно ходить по дорогам по ночам.
3. Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же
остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и
людей, ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши
умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах
умирать или добиваться победы.
4. Спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним-единственным
гиматием. Они ходили немытые, воздерживаясь по большей части как от
бань, так и от того, чтобы умащать тело.
5. Молодые люди спали совместно по илам на ложах, которые сами
приготовляли из росшего у Еврота тростника, ломая его руками без всяких
орудий. Зимой они добавляли к тростнику еще растение, которое называют
ликофон, так как считается, что оно способно согревать.
6. У спартанцев допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но
вступать с ними в связь считалось позором, ибо такая страсть была бы
телесной, а не духовной. Человек, обвиненный в позорной связи с
мальчиком, на всю жизнь лишался гражданских прав.
7. Существовал обычай, по которому старшие возрастом расспрашивали
младших, куда и зачем они ходят, и ругали тех, кто не хотел отвечать или
придумывал отговорки. Тот же, кто, присутствуя при этом, не выбранит
нарушителя этого закона, подлежал такому же наказанию, как и сам
нарушитель. Если же он возмущался наказанием, то подвергался еще
большему поношению.
8. Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом
алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в
укор, то есть сам себя подвергнуть поруганию.
9. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только
собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах
уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в
их присутствии. Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только
своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах,
но имел также права и на
собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к своим собственным.
10. Если кто-нибудь наказывал мальчика и он рассказывал об этом своему
отцу, то, услышав жалобу, отец счел бы для себя позором не наказать
мальчика вторично. Спартанцы доверяли друг другу и считали, что никто из
верных отеческим законам
не прикажет детям ничего дурного.
11. Юноши, где только предоставляется случай, воруют продовольствие,
обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся
наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь
от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться.
12. Вот чем объясняется недостаток питания: оно было скудным для того,
чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить.
Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше
подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без
пищи, обходиться без всяких приправ и
питаться тем, что попадет под руку. Спартанцы полагали, что скудная пища
делает юношей более здоровыми, они не будут склонны к тучности, а
станут рослыми и даже красивыми. Они считали, что сухое телосложение
обеспечивает гибкость всех членов, а грузность и полнота этому
препятствуют.
13. Весьма серьезно спартанцы относились к музыке и пению. По их мнению,
эти искусства были предназначены ободрять дух и разум человека,
помогать ему в его действиях. Язык спартанских песен был прост и
выразителен. В них не содержалось ничего, кроме похвал людям, благородно
прожившим свою жизнь, погибшим за Спарту и почитаемым как блаженные, а
также осуждения тех, кто бежал с поля боя, о которых говорилось, что они
провели горестную и жалкую жизнь. В песнях восхваляли доблести,
свойственные каждому возрасту.
14. Спартанцы не разрешали никому хоть сколько-нибудь изменять
установлениям древних музыкантов. Даже Терпандра, одного из лучших и
старейших кифаредов своего времени, восхвалявшего подвиги героев, даже
его эфоры подвергли наказанию, а его кифару пробили гвоздями за то, что,
стремясь добиться разнообразия звуков, он натянул на ней дополнительно
еще одну струну. Спартанцы любили только простые мелодии. Когда Тимофей
принял участие в карнейском празднике, один из эфоров, взяв в руки меч,
спросил его, с какой стороны лучше обрубить на его инструменте струны,
добавленные сверх положенных семи.